ҚАЗ   ENG

«Евразия» – 10 лет и классика, и премьеры

Автор: RITMEURASIA.ORG вкл. .

Как выбирали лучшего

Не так давно оргкомитет «Евразии» провел ребрендинг своего логотипа и главной награды, и, если раньше за победу на фестивале вручали статуэтку всадника, второй год подряд его заменяет барс. Изображение снежного барса находится на гербе Алматы, на самой крупной купюре достоинством в 10 000 тенге, этот редкий и красивый зверь является собственно одним из символов Казахстана.

Награды и награжденные, безусловно, интересны подкованной публике, а массам, как правило, подавай «звезд». В свое время на «Евразию» приезжали знаменитости всех рангов и мастей, из всех главных кинокузниц мира – Кевин Костнер, Жан-Клод Ван Дам, Софи Марсо, Стивен Сигал, Сигурни Уивер, Пьер Ришар, Шарль Азнавур и другие, всех и не упомнишь. В этом году на красной дорожке сверкали нарядами и улыбками по большей части отечественные и российские актеры. Фестиваль посетили Жанна Эппле, Владимир Стержаков, Анастасия Мельникова, Владимир Панкратов-Черный, Ивар Калныньш, Мария Берсенева.

Актрисы Анастасия Мельникова, Жанна Эппле и Мария Берсенева (слева направо)

У актеров было достаточно свободного времени, и кто-то предпочел отправиться на местный базар, который еще с советских времен в народе прозван «Зеленым базаром» за гостинцами, а также испить кумыса (казахский национальный напиток из кобыльего молока), а кто-то выбрался в горы, что в 20 минутах езды от центра города. К счастью, погода благоволила к занятиям любого рода.

Меж тем пока одни наслаждались фестивальным праздником, другие творили историю, то есть отсматривали конкурсные фильмы, чтобы выбрать самый достойный. Организаторы объявили, что нынешний год стал рекордным по количеству поданных заявок – более 180, однако в международный конкурс прошли по традиции лишь 12 картин. Единственной дамой, получившей место в состав международного жюри «Евразии», стала белорусско-российская актриса и режиссер Ольга Дыховичная.

– Знаете, слава богу, что очевидно талантливые вещи никогда не вызывают сомнения у жюри, – говорит О. Дыховичная. – У меня не было такого, чтобы мы страшно спорили о каком-то решении. То есть если вещь действительно прорывная, она трогает всех без исключения.  

Такой картиной, по единодушному мнению жюри во главе с именитым китайским режиссером Цзя Чжанкэ, стала драма израильского режиссера Асафа Кормана «Рядом с ней». Он увез Гран-при фестиваля. На церемонии награждения победитель со сцены благодарил свою супругу, которая напрямую причастна к лучшей ленте фестиваля! Она – автор сценария об умственно отсталой девушке, в жизни которой неожиданно появляется место для любви.

Обладателя Гран-при фестиваля поздравляет легендарный казахский актер Асанали Ашимов

К слову, один из членов жюри «Евразии», известный немецкий режиссер Андреас Дрезен, был на аналогичном посту на прошлогоднем 63-м Берлинском кинофестивале, когда впервые в истории казахстанской драме «Уроки гармонии» режиссера Эмира Байгазина был присужден «Серебряный медведь» за лучшую операторскую работу.

– Фильм был мощно снят, – вспоминает А. Дрезен. – Впечатлила и сама история – очень брутальная, как сказали критики, и снята в реалистичной манере. Знаете, в Германии у нас нет возможности отсматривать много фильмов из Восточной Европы или из Казахстана, и это печально. Я вырос в ГДР и раньше видел много русских фильмов, которые приходили из СССР, таких режиссеров, как Василий Шукшин, Эльдар Рязанов, Георгий Шенгелая.

Соловьев и его «волна»

Радушной получилась встреча между казахстанским курсом Сергея Соловьева и самим мэтром, который почти два десятка лет не был на казахской земле. В Алматы Сергей Александрович приехал в честь празднования 30-летнего юбилея «Казахской новой волны». Название это было придумано самими молодыми кинематографистами в бытность их учебы во ВГИКе, да так навсегда и закрепилось за ними. Тот знаменитый набор в киномастерскую Сергея Соловьева был произведен им собственноручно в 1984 году в Алма-Ате, чтобы восполнить дефицит режиссерских кадров. Этой проблемой был обеспокоен председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии Олжас Сулейменов, благодаря ему сегодня выпускники того знаменитого курса в представлении,по крайне мере в Казахстане, не нуждаются. Они все состоялись как режиссеры. На встречу с мэтром пришли большинство из бывших студентов Соловьева, некоторых он видел последний раз в середине 80-х, это – Дарежан Омирбаев, Амир Каракулов, Ардак Амиркулов, Рашид Нугманов и Талгат Теменов. Сегодня невозможно представить казахстанский кинематограф без этих людей, без их фильмов. И самое большое достижение их учителя состоит, пожалуй, в том, что по сей день представители «Казахской новой волны» продолжают снимать кино.

– Для кино 30 лет – это колоссальный срок, – говорит Сергей Соловьев. – Современное кино так устроено: выходит фильм на экраны в пятницу, а в понедельник уже даже никто не вспоминает его названия. Это порочнейшая тенденция кинематографического времени. Выпускают быстренькие «зажигалочки» для получения мгновенной прибыли и потом забывают их, как будто ничего не было. Так здесь другая ситуация – 30 лет эти фильмы живут! Они были сделаны на живую нитку, практически без бюджета, понимаете? Их все время показывают во ВГИКе молодым кинематографистам, я сам показываю своим студентам. Но самое главное, в этих фильмах до сегодняшнего дня есть живое человеческое содержание. К сожалению, большинство создателей наших фильмов ищут, как бы где бы срубить «бабла» потолще. Этого в их фильмах напрочь нет, понятие «бабла» у них было лишь в одном, чтобы хватило на автобус от общежития до ВГИКа. И когда сегодня студенты мне говорят, что на учебной студии нет денег, я говорю: ребята, фильм не должен стоить ни-че-го!

Им еще предстоит стать знаменитой «Казахской новой волной»

Мэтр не стеснялся в жестких выражениях и лил потоки критики, говоря об американской кинопремии «Оскар» и коммерческом кино, но с теплотой в голосе рассказывал про свой казахский курс, называя его «рассадником культуры». Он вспомнил, как сопротивлялся Рашиду Нугманову, режиссеру культовой «Иглы», который хотел познакомить его с одним талантливым корейцем из Ленинграда, который «в подвале кидает лопатой в топку уголь». Этим корейцем был Виктор Цой. Говорил, что, после того как выпускники стали заметны на кинофестивалях, его стали называть не по имени, а не иначе как «тем, кто соорудил казахское кино».

Сергея Александровича можно было выдержать сколько угодно, он без усилия обаял всю местную публику – от журналистов до кинокритиков и был единственным из приезжих гостей фестиваля, кто дал мастер-класс студентам, будущим кинорежиссерам.

И своим перепало

Казахстанский контент на фестивале был представлен программой «Динамичное казахстанское кино». Также в этом году проведение «Евразии» совпало с празднованием 100-летия со дня рождения легендарного режиссера и актера Шакена Айманова. Айманов и кино – понятия в Казахстане синонимичные. С именем Ш. Айманова прочно связано становление казахского кинематографа. На ретроспективных показах молодежь смогла увидеть такие картины мастера, ставшие нашей классикой, как «Джамбул», «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке», «Конец атамана», также была презентована книга-альбом о его жизни и творчестве.

Шакен Айманов  на съемках фильма «Конец атамана»

Для казахстанских фильмов «Евразия» – это всегда благодатная площадка для больших премьер. Так сразу три ленты были показаны аудитории впервые. Одна из них – «Голос степи» с французом Жераром Депардье в главной роли – еще одного вгиковского выпускника режиссера Ермека Шинарбаева. Это уже третья художественная картина Депардье в сотрудничестве с казахстанскими фильммейкерами.

Кадр из фильма «Голос степи»

То, что продюсером данного фильма выступила Гульнара Сарсенова, внушает большой оптимизм. Она же продюсировала «Монгола» Сергея Бодрова-старшего, вошедшего в шорт-лист номинантов на «Оскар» в 2007 году как «Лучший фильм на иностранном языке» от Казахстана и «Тюльпан» Сергея Дворцевого, победившего на Каннском кинофестивале в 2008 году в номинации «Особый взгляд».

«Голос степи» получил Специальный приз жюри, впрочем, еще две казахстанские ленты также были среди награжденных. «Дорога домой» удостоилась Приза зрительских симпатий. Как признался режиссер, по сути, это его первый полнометражный художественный фильм на такую серьезную тему.

– Каждый разумный человек рано или поздно задумывается о вечных материях. Начинает терзаться вопросами, на которые очень трудно, а порой невозможно получить ответы, – говорит режиссер «Дороги домой» Рашид Сулейменов. – Вопросы о смысле бытия, о ценности жизни и природе любви… Любви к женщине, любви к родителям и любви к своей родной земле. Мы попытались дать свои варианты ответов, не претендуя на истину в последней инстанции. Этот фильм как раз о таком периоде в жизни нашего героя, когда эти вопросы стали для него самыми важными в его жизни.

Кадр из фильма «Дорога домой»

Казахстанская новинка «Приключение» Наримана Туребаева получила двойной комплимент в виде наград от жюри ФИПРЕССИ (Международная федерация кинопрессы) и жюри НЕТПАК (Ассоциация по продвижению азиатского кино).

Кинокритик из Екатеринбурга член жюри НЕТПАК Сергей Анашкин является экспертом по этническому кино Сибири. К слову, в Казахстане очень много снимают этнических фильмов, и именно ими больше всего восторгается иностранная публика.

– А русское этническое кино снимают? – спрашиваем у Сергея.

– Знаете, почему его не снимают? Потому что регионов у нас много, зачастую такой фильм невозможно будет окупить. В России, при том что мы очень разные, мы хотим быть похожими на москвичей, быть коммерчески успешными и чтобы во всех наших фильмах играл Безруков. Это шутка, конечно, но с долей истины, именно поэтому этническое кино на русской почве не приживается, к сожалению…

Впрочем, и без Сергея Безрукова на фестивале было не пресно. Следующая же встреча киномастеров и киногурманов состоится ровно через год. В сентябре, на том же самом месте, в окрестностях гор…

Подробнее: http://www.ritmeurasia.org/news--2023-10-05--evrazija-10-let-i-klassika-i-premery-14852