ҚАЗ   ENG

Двенадцать…

Автор: ERKINDIK.KZ вкл. .

«Свобода Слова» узнала, кто претендует на приз МКФ «Евразия».

С 15 по 20 сентября в Алматы пройдет юбилейный, десятый по счету, международный кинофестиваль «Евразия» – крупнейший в Центрально-Азиатском регионе. На сей раз в оргкомитет МКФ поступило свыше 170 новых фильмов, созданных более чем в 30 странах евразийского континента. До финала дойдет лишь дюжина лучших. Читатели нашей газеты первыми познакомятся с фаворитами предстоящего кинопраздника: претендентов на главный приз в составе отборочной комиссии определяла корреспондент газеты и автор этих строк.

Сверхъестественный отбор

Далеко не каждая лента, присланная на кинофестиваль, предстает на суд отборочной комиссии. Для формирования конкурсной программы было предложено около 60 из почти 200 полнометражных картин. И, по мнению большинства отборщиков, нынешний список лент оказался как никогда сильным и внушительным по тематическому и жанровому разнообразию. Самое время представить своих коллег по комиссии: в нее вошли известные казахстанские режиссеры и сценаристы, которым тоже доводилось демонстрировать свои фильмы на различных мировых кинофестивалях: это Серик Апрымов, Газиз Насыров и Нариман Туребаев.

К слову, в прошлом году на МКФ «Евразия» солидное жюри под председательством женщины-режиссера Джейн Кемпион присудило Серику Апрымову приз «За лучшую режиссуру», высоко оценив его картину «Бауыр» («Младший брат»). Примечательно, что Кемпион, автор блистательной мелодрамы «Пианино», в минувшем мае возглавила большое мужское жюри Каннского кинофестиваля, в составе которого работал знаменитый китайский мастер Цзя Чжанке. Он-то и станет председателем ареопага МКФ «Евразия-2023».

Перед отборочной комиссией стояла непростая задача – представить на суд авторитетного международного жюри лишь 12 из отсмотренных нами фильмов. Достойных картин оказалось куда больше. Среди тех, что не прошли конкурсный отбор, оказались и ленты, уже удостоенные наград различных кинофорумов. Например, отмеченная на последнем «Кинотавре» российская кинопритча «Испытание» Александра Котта и снятая в этом же жанре удивительная картина Георгия Овашвили «Кукурузный остров», получившая недавно «Хрустальный глобус» на МКФ в Карловых Варах. А понравившаяся комиссии индийская история «Сидхарт» не прошла отбор лишь по одной причине: создавалась она при содействии канадских кинематографистов, что противоречит регламенту МКФ «Евразия», имеющего строго обозначенные границы. Географическая палитра и без того была широкой.

Что касается казахстанских лент, то на сегодня комиссия отсмотрела восемь картин. Две из них – «Хозяева» Адильхана Ержанова и «Курко» Кенжебека Шайкакова – яркие образцы авторского кино. Это во многом спорные, неоднозначные, но очень талантливо сделанные работы, главное – неравнодушными руками и сердцем. Какой из отечественных фильмов войдет в конкурсную программу «Евразии», пока остается интригой, поскольку оргкомитет обещал показать еще несколько отечественных лент. Относительно же зарубежных работ картина более-менее ясная.

Кому достанутся награды?

Одним из фаворитов стал эстонско-грузинский фильм Зазы Урушадзе «Мандарины». Эта камерная история (о событии времен абхазской войны 1992 года) снята так пронзительно, что захватывает с первых же кадров и держит в напряжении до финальных титров. Главную роль здесь сыграл Лембит Ульфсак – экранный Тиль Уленшпигель из фильма Алова и Наумова. Другой известный герой знаменитого прибалта – дядя малышей в популярном телефильме «Мэри Поппинс, до свидания!», где под гитару он напевал шлягер «Полгода плохая погода…». В 1982 году в качестве кинозвезды Ульфсак приезжал в Алма-Ату на Дни культуры Эстонии в Казахстане. Конечно, время изменило актера, но он по-прежнему обаятелен. Кто знает, его талантливую работу в «Мандаринах» вполне высоко может оценить и жюри.

О великой силе искусства повествует хорватская комедия Томислава Мрсича «Ковбои», герои которой пытаются поставить спектакль, нарушая все правила театрального искусства. Портрет свободной женщины, не зависящей от стереотипов «порядочного» общества, талантливо раскрыт тремя французскими режиссерами в картине «Тусовщица». Эта лента о 60-летней танцовщице ночного клуба уже удостоена приза «Золотая камера» на последнем Каннском фестивале в номинации «Лучший дебют». Совершенно иная судьба героини представлена в иранской драме «Девочки не плачут». В ней сценарист и режиссер Пуран Дерахшандех смело взялся за актуальную не только на Западе тему педофилии. Израильская мелодрама Асафа Кормана «Рядом с ней» тонко исследует проблему взаимоотношений двух сестер, одна из которых имеет серьезные проблемы с ментальным здоровьем.

Нестандартный ход выбрал для своей истории иракский режиссер Шавкат Амин Корки в фильме «Воспоминания на камне». В основе его сюжета – съемки игровой картины, рассказывающей о геноциде курдов в Анфале в 80-х годах прошлого века. А японскую ленту «Недвижная водная гладь» поставила по собственному сценарию Наоми Каваси. Это притча о двух подростках, которые учатся быть взрослыми, проходя через циклический характер жизни, смерти и любви.

Поклонников детектива наверняка порадует южно-корейская лента Ким Сунг-Хуна «Трудный день». А драма «Бота» (Албания, Италия) об обитателях маленького провинциального кафе привлечет внимание ценителей неспешного, вдумчивого кино. Это дебютная картина режиссерского дуэта Ирис Элези и Томаса Логореси. Думаю, блестяще дебютировал в большом кино и 25-летний российский режиссер Иван И. Твердовский, будто скрытой камерой снявший остросоциальную драму «Класс коррекции» о «неудобных» подростках. Но самой оригинальной, пожалуй, выглядит исландская экранная история «О лошадях и людях», поставленная известнейшим театральным режиссером Бенедиктом Эрлингссоном в смешанном жанре драмы и комедии.

Очень надеюсь, что отобранные нами зарубежные фильмы представят яркую панораму современного евразийского кино и будут интересны не только членам жюри, но и публике. К слову, по просьбе Цзя Чжанке просмотры конкурсных картин вновь будут проходить в зрительном зале в присутствии членов жюри: китайскому режиссеру весьма важна реакция публики. На сей раз показы состоятся в кинотеатре Веkmambetov Cinema (вход свободный). А на закрытии фестиваля во Дворце республики огласят имена победителей, которым вручат памятные призы-статуэтки МКФ «Евразия»: Гран-при за лучший фильм, приз за лучшую режиссерскую работу, приз за лучшую мужскую и лучшую женскую роль (все еще и с денежным вознаграждением).

Евразийская киноорбита

Любой фестиваль – это всегда праздник, где помимо основного конкурса предусмотрены различные ретроспективы, премьеры, мастер-классы, встречи с известными деятелями кино. Не станет исключением и нынешняя «Евразия».

В год 100-летия Шакена Айманова, чье имя носит национальная киностудия, пройдет ретроспективный показ фильмов. Зрители вновь смогут увидеть работы легендарного актера и режиссера: «Джамбул», «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке» и «Конец атамана». К славному юбилею «Казахфильм» снял о мастере документальную ленту, премьера которой тоже готовится к фестивалю.

В рамках МКФ в киноцентре «Арман» планируется проведение панорамы «Корейское кино сегодня», куда войдут четыре фильма последних лет: «Тюи», «Признание», «Король свиней», «Воры». Эти ленты гостям фестиваля и алматинцам представят члены корейской киноделегации.

На еще один юбилей собирается известный российский режиссер Сергей Соловьев («Сто дней после детства», «Спасатель», «Избранные», «Асса»). Дело в том, что именно в 1984 году Олжас Сулейменов (будучи председателем республиканского Госкино) уговорил его вести во ВГИКе мастерскую, где учились бы только студенты из Казахстана. Так, пройдя в Алма-Ате жесткий отбор, к Соловьеву попали Рашид Нугманов, Серик Апрымов, Дарежан Омирбаев, Абай Карпыков, Ардак Амиркулов, Амир Каракулов. Именно они и составили впоследствии режиссерский костяк знаменитой «казахской новой волны». Снятые молодыми ребятами первые фильмы заявили о мощном мировом киноявлении, названном по аналогии с «французской волной», рожденной в конце 50-х годов. Дебютные картины казахстанцев побывали на многих престижных фестивалях, получив массу кинонаград. Ряд картин нововолновцев будет демонстрироваться на предстоящей «Евразии»: «Игла», «Бауыр», «Жол», «Влюбленная рыбка», «Гибель Отрара», «Разлучница», по праву вошедшие в золотой фонд отечественного кино. А встречи с их авторами, полагаю, были бы весьма полезны нашей молодежи.

Более подробную информацию о других программах, фильмах и гостях МКФ «Евразия-2023» мы расскажем в следующих номерах газеты.

Подробнее: http://erkindik.kz/dvenadtsat/