ҚАЗ   ENG

Эльвин Адыгозел: "Я вообще снимал кино не для зрителя"

Автор: ABOUT.KZ вкл. .

МКФ "Евразия" раскрывает глубинную суть артхауса

В какой-то момент перед любым человеком искусства встает вопрос – для кого он делает то, что делает? Для полутора с половиной избранных, или для широкой аудитории, на которую эти избранные смотрят искоса? Об этом и многом другом рассказали режиссеры и актеры на очередном дне международного кинофестиваля «Евразия».

МКФ «Евразия» и не думает сбавлять оборотов – напротив, количество показов по всем кинотеатрам Алматы растет. Фестиваль в разгаре – это всегда жуткий организованный хаос, напоминающий пожар в зоопарке; кругом бегают люди с перекошенными лицами, журналисты набрасываются то на одного, то на другого спикера, а организаторы пытаются придать этому хотя бы некоторое подобие порядка. Впрочем, такова природа любого массового собрания, и никакой вины принимающей стороны в этом нет. Напротив, организаторы девятой «Евразии» справляются блестяще – ущерб от пожара в зоопарке ограничивается только парой-тройкой сбежавших тигров да пропавшим сторожем.

Такие (метафорические) сбежавшие тигры врываются и в жизнь героев фильма «Не беспокойся, Сара» - иранской картины режиссера Алирезы Амини. Снятый в непривычной манере – каждый актер одновременно выступал и оператором-постановщиком, а съемки велись чуть ли не на мобильник – фильм рассказывает о Елахе, которая снимает свою жизнь для подруги за границей. Те самые обыкновенные бытовые видеоролики, которых полно в любом семейном архиве, превращаются в единственный связующий мост Елахи со старой жизнью, ведь она должна выйти замуж. По словам режиссера, фильм занял в производстве всего 8 дней (sic!), а монтаж и постпродакшн – меньше полутора месяцев. Так что можно и на камеру смартфона снять хорошее кино.

Помимо «Сары», зрителям в основной конкурсной программе представили фильмы «Ваджда» (Саудовская Аравия), «Милая» (Италия) и «Ило Ило» (Сингапур). К сожалению, ни один из режиссеров не смог присутствовать на пресс-конференции, так что общественность осталась без ответов на свои (хочется верить, возникшие) вопросы.

Зато в рамках «Центрально-азиатской панорамы» жители и гости южной столицы смогли увидеть «Салам, Нью-Йорк!» (Кыргызстан), который About.kz посмотрел еще несколько недель назад – читайте нашу рецензию здесь.

Кроме того, представлен был и азербайджанский гость МКФ – картина «Хамелеон», еще один режиссерский дебют. Эльвин Адыгозел совместно с Руфатом Гасановым раскрывают мир азербайджанской деревни, денег и морально-этического выбора – артхаус чистейшей воды. Настолько артхаус, что Эльвин Адыгозел заявил: «Я вообще снимал кино не для зрителя. Это письмо, которое я отправляю в мир». Затем добавил, что «…прокат и мнение зрителя меня не интересует».

Зачем Эльвин снимает кино? Все очень просто: «Снимаю кино, чтобы когда-нибудь кто-то мог сказать, что был такой фильм такого человека, и он не был похож на остальные». Как далеко может завести режиссера (да и вообще любого творческого человека) желание выделиться? Вопрос открытый, а то и вовсе риторический.

Вообще, одна из постоянно поднимающихся тем на «Евразии» - это как донести фестивальное кино в массы. Фестивальные фильмы редко могут похвастаться большим бюджетом, прилизанной картинкой и сверканием многомиллионных спецэффектов, а хорошей историей в некрасивой обертке зрителя нынче в кассу кинотеатра заманить трудно. Выходит замкнутый круг – красивостей нет, потому что нет денег, нет денег, потому что нет проката, а проката нет, потому что не будет сборов, которых нет, потому что… но да вы поняли. Ответа и на этот вопрос пока никто не нашел. С другой стороны, все громче слышны голоса, утверждающие, что у артхауса и прокатных картин принципиально разная целевая аудитория, и не надо путать теплое с мягким. Куда в таком случае девать картины, находящиеся «на стыке», вроде того же «Салам, Нью-Йорк!» или «Мы из детдома», решительно непонятно.

About.kz продолжает держать руку на пульсе «Евразии». Не пропустите репортажи с заключительных дней фестиваля – уже завтра!