ҚАЗ   ENG
Архивные материалы

ОСНОВНОЙ АКЦЕНТ КИНОФЕСТИВАЛЯ В ЭТОМ ГОДУ БУДЕТ СДЕЛАН НА БИЗНЕС-КОМПОНЕНТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФ

Арт-директор международного кинофестиваля "Евразия" Гульнара АБИКЕЕВА:
ОСНОВНОЙ АКЦЕНТ КИНОФЕСТИВАЛЯ В ЭТОМ ГОДУ БУДЕТ СДЕЛАН НА БИЗНЕС-КОМПОНЕНТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА
С 17 по 22 сентября 2021 года в Алматы пройдет VIII Международный кинофестиваль "Евразия". В этом году программа кинофестиваля будет включать в себя конкурс полнометражных фильмов, центрально-азиатскую панораму, программу "Киномост Запад – Восток: кинематографии Греции и Турции", "Эхо Берлинского кинофестиваля" и "Эхо Пусанского кинофестиваля". Об особенностях фестиваля и о развитии казахстанского кинематографа рассказала в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" арт-директор МКФ "Евразия" Гульнара АБИКЕЕВА.
- Гульнара Ойратовна, давайте погорим непосредственно о казахстанском кинематографе. Скажите, это понятие реальное или все-таки в какой-то мере эфемерное?
- Конечно же, реальное! Вы знаете, на самом деле в вопросе есть свой определенный смысл, потому что еще буквально 5–6 лет назад понятие "казахстанский кинематограф" было очень далеким от казахской киноаудитории. Когда мы, киноведы и кинокритики, писали о фильмах, побывавших и получивших призы на различных международных кинофестивалях, зритель, в свою очередь, как человек разумный также хотел с этими киноработами ознакомиться. Но они практически так до него и не доходили. И в этом смысле "казахстанский кинематограф" являлся каким-то эфемерным понятием. Но в последние годы казахское кино дошло до зрителя. И случилось это в 2007 году. Конечно, можно отметить и 2005 год, ведь именно к этому времени начали появляться первые кинотеатры, был снят фильм "Кочевник", и молодое поколение вдруг увидело, что казахское кино существует и на большом экране. Но реальный зрительский интерес возник именно в 2007 году с момента выпуска фильма "Рэкетир", который собрал достаточно большую аудиторию и вызвал огромный интерес. В 90-х годах также было много интересного, но вот именно массовость в рамках казахской кинематографии появилась в 2010 году, когда в кинопрокат вышло 12 кинолент. Сейчас это цифра сохраняется. Примерно 12-15 кинокартин идут в прокате в год. Это то, что касается казахского кино на казахской территории.
- Опишите, пожалуйста, в трех словах отечественный кинематограф?
- Динамичный, высокохудожественный, молодой.
- Давайте перейдем непосредственно к кинофестивалю "Евразия"... Во время его проведения проходят различные мастер-классы. Скажите, насколько они продуктивны и полезны?
- Вот что такое мастер-классы? Это очень важный компонент кинофестиваля, потому что мы собираем большую среду профессиональной публики, к нам приезжает масса гостей, к которым никогда до и никогда, может быть, после никто в Казахстане не будет иметь такой прямой доступ. Приведу примеры по прошлому году. К нам приезжали Джон Кьюсак, Сигурни Уивер, Ким Ки Дук, Владимир Хотиненко, японский режиссер Йоити Сай, французский режиссер Жиль Маршан, масса российских звезд, то есть люди такого класса, которых очень не просто на неделю привезти в Казахстан, ведь у всех свои съемки и премьеры. Тем более, сентябрь – очень насыщенный кинофестивалями месяц. В первых числах проходит Венецианский кинофестиваль, в последних – Торонто, чуть-чуть дальше – Сан-Себастьян и Пусан. Грубо говоря, мы как бы вклиниваемся в этот маленький промежуток между крупными кинофестивалями. И когда приглашенные зарубежные мастера кино оказываются на территории нашей страны, они с большим удовольствием соглашаются провести мастер-классы в рамках кинофестиваля. Несколько лет назад был мастер-класс Катрин Денев. Не знаю, как сейчас у молодого поколения, но мы в свое время просто грезили "Шербургскими зонтиками"! И вот эта Катрин Денев, мать нации французской (смеется), которая играла огромный спектр ролей, делится с молодыми девочками-актрисами профессиональными тонкостями. Мне кажется, что ни столько слова, сколько ее манера поведения, умение себя держать и подавать, разговаривать, выдерживать паузу способствовали тому, чтобы молодая будущая актриса захотела бы стать у себя Катрин Денев. У нас были потрясающие мастер-классы по продюсированию. Майкл Фитцджеральд, чья картина "Трое похорон Мелькадеса Эстрады" была удостоена приза Каннского кинофестиваля, делился тем, как он пришел к этой картине.
Вы знаете, мне не всегда важны мастер-классы звезд. Например, в Казахстане нет такого класса кинопрофессионалов, как дистрибьюторы. Мы не знаем, кто такие агенты по продажам кинокартин, мы не знаем, как с ними работать. И вот в этом году мы хотим сделать акцент на бизнес-компоненте профессионального кинематографа. Все это нужно для того, чтобы люди познакомились с этими агентами, поняли, в чем заключается их деятельность. Под словом "мы" я подразумеваю "Казахфильм" и казахстанских кинематографистов, которые сами только недавно начали понимать все тонкости данной стороны киноиндустрии. А есть же еще и молодые люди, которые должны уже с этими знаниями входить в кинематограф. Сейчас мы уже начинаем говорить о четвертой функции кинофестиваля "Евразия" - образовательной. Такие вот мастер-классы и позволяют реализовать поставленные нами задачи по распространению и получению сугубо специальных профессиональных знаний в области кинематографии.
- А какие же первые три функции?
- Первая функция или задача фестиваля - имиджевая, то есть функция, направленная на поддержку имиджа Казахстана. Например, благодаря Каннскому кинофестивалю и всей системе Франции в мировой кинематографии, которая является второй по динамичности и развитости после Америки, все знают и любят Париж. По результатам социальных опросов, больше 70% туристов приезжают во Францию благодаря кинематографу. То есть именно кино придало этой стране облик красоты, романтизма и очарования. Почему, на мой взгляд, важна имиджевая функция "Евразии"? Казахстан позиционирует себя как страна, стремящаяся войти в 50 ведущих стран мира. Именно по этой причине в нашей стране должны быть такие культурные мероприятия, которые каждый год, как звездочки, будут сигналить на карте мира о том, что мы есть, мы растем и культурно обогащаемся. Таким является международный кинофестиваль "Евразия", который в этом году был включен ежегодным информационным сборником International Film Guide, издаваемым в Великобритании, в 35 лидирующих кинофестивалей мира. И это единственное крупное культурное мероприятие международного уровня на территории нашей страны! Представьте Казахстан, в котором ежегодно проходят кино- и театральные фестивали, бьеннале изобразительного искусства, музыкальные конкурсы. Все это будет благоприятствовать тому, что о Казахстане заговорят не только как о стране, славящейся своей аутентичной этнографической культурой и способностью добывать нефть и газ, но и как о государстве, находящемся на высоком современном культурном уровне. Поэтому на первом месте стоит имиджевая цель, для достижения которой этот фестиваль и проводится. В этом году он восьмой, но мы должны думать уже о десятом, двадцатом, и тогда все будут говорить: "Послушайте! Это сильная кинематографическая держава".
Вторая функция - развитие казахского кинематографа. Как и любая другая страна мы заинтересованы в том, чтобы ежегодно продвигать ту или иную хорошую киноработу на международный уровень. Все это требует очень крупных усилий и материальных затрат. А если такой фильм не один, а пять-семь? Например, в этом году 7 кинокартин из 15 достойны того, чтобы быть представлены на международных кинофестивалях. То есть мы говорим о практически 50% кинопроизводства высокого качества. Это отличный показатель. В течение фестиваля мы показываем что-то самое лучшее в конкурсе и на церемонии открытия, что-то очень хорошее в программе "Особое событие", делаем вечернюю презентацию какой-нибудь коммерческой картины, что помогает нам эти 7 кинолент донести до зрителя. Каков же эффект? Давайте снова обратимся к опыту прошлогодних кинофестивалей. Картина "Стриж" Абая Кульбаева в 2008 году получила приз во втором конкурсе, после чего объездила 18 международных кинофестивалей. "Записки путевого обходчика" Жанабека Жетируова тоже получила свою награду, а позже – 12 гран-при международных кинофестивалей. Любая кинокартина после "Евразии" начинает массированно идти по международным кинофестивалям.
Во вторую функцию мы вкладываем такие понятия, как реклама, промоушн, продвижение казахстанского кинематографа в мир. Пока это все идет на уровне кинофестивалей, но в этом году, пригласив агентов по продажам и дистрибьюторов, мы поставили себе еще и коммерческую цель.
В третью функцию мы вкладываем ту часть нашей работы, которая направлена на казахстанских зрителей. В прошлом году мы показывали японскую кинокартину "Райская история" Такахисе Зезе. За свой счет в Казахстан приехал композитор данного фильма Горо Ясукава, что позволило нам при поддержке консерватории организовать с ним мастер-класс современной киномузыки. В итоге на показе "Райской истории" был абсолютно полный зал. Показ фильма завершился около 12 ночи, но еще около часа Зезе отвечал на вопросы зрителей, делился своими впечатлениями от съемок, рассказывал о самом фильме. То есть, говоря о зрительской функции, я имею в виду непосредственный привод зрителя на показы кинофильмов. Конечно, в эпоху Интернета очень непросто решать эту задачу, однако, важно понимать, в чем заключается исключительность показов нашего фестиваля. Речь идет о тематической сфокусированности. Например, в этом году в рамках программы "Эхо Берлинале" мы не просто показываем фильмы Берлинского кинофестиваля, мы показываем трех призеров – абсолютно равных обладателей "Золотых медведей" за последние три года. Такими кинолентами стали "Цезарь должен умереть" Паоло и Витторио Тавиани, лауреат этого года, иранская картина Ашхара Фархади "Развод Надера и Симин" и турецкий фильм "Мед" Семиха Капланоглу, получившие "Золотых медведей" в 2020 и 2010 годах соответственно. Также в рамках данной внеконкурсной программы будет представлена немецкая кинокартина "Барбара" Кристиана Петцольда.
Я каждый год смело заявляю, что МКФ "Евразия" делается исключительно для зрителей, поэтому мы обязаны делать такой кинофестиваль, чтобы зритель не остался разочарованным ни от одной из представленных киноработ.
Четвертая функция, о которой я уже сказала ранее, образовательная.
- Давайте поговорим непосредственно о казахстанском кино, которое в этом году будет представлено на МКФ "Евразия". Что это за фильмы?
- Процесс отбора кинокартин пока еще идет в рабочем порядке, поэтому я не могу с точностью сказать, какие фильмы в каких программах кинофестиваля будут представлены. Я совместно с руководством кинофестиваля считаю принципиально важным, чтобы на церемонии открытия "Евразии" было представлено новое казахское кино. У нас есть несколько претендентов. Также две киноленты пойдут в конкурс, две – в программу "Особое событие", а остальные десять картин будут представлены в рамках программы "Динамичное казахское кино". Сейчас я вам назову эти киноленты. Фильм "Студент" режиссера Дарежана Омирбаева уже была показана в Каннах в программе "Особый взгляд". Сейчас она едет в Монреаль, Торонто, Пусан. В этом году закончил работу над очень сильной по своим художественным качествам картиной "Шал" Ермек Турсунов. На мой взгляд, она безусловно достойна церемонии открытия, однако, "Казахфильм" и сам режиссер заинтересованы в том, чтобы премьера этой киноленты состоялась на крупном международном кинофестивале. Мы все еще ждем, что либо Сан-Себастьян, либо Рим, либо Пусан проведут премьеру "Шала" у себя. Несколько лет назад у нас уже была такая ситуация с фильмом "Подарок Сталину" Рустема Абдрашева. Мы так и не показали данную киноленту в рамках "Евразии", так как премьерный показ ее должен был пройти на международной Пусанском кинофестивале, проходящем несколько позже нашего. Также на МКФ "Евразия" будет показана картина "Жаужурек Мын бала" Акана Сатаева, уже широко представленная на кинофестивале "Звезды Шакена". В программу "Особое событие", в этом мы уже уверены, войдут "Книга легенд: таинственный лес" Ахата Ибраева и "Виртуальная любовь" известного нашего режиссера Амира Каракулова. Киноработа Ахата Ибраева уникальна тем, что она сделана на материале тенгрианских сказок. Но самое интересно то, что 30% фильма – компьютерная графика. В рамках Казахстана пять лет назад это было невозможно, и в этом смысле я считаю Ахата Ибраева первопроходцем. Это технологический прорыв в области казахстанского кинематографа. Киноленту "Виртуальная любовь", в которой снялись известный российский актер Артур Смольянинов и замечательная казахстанская актриса Бибигуль Суюншалина, я также считаю прорывной, потому что она посвящена молодежи, показывающая любовь внутри виртуального мира. Амир Каракулов удивительным образом пересек мир реальный с виртуальным. Кроме того, в рамках кинофестиваля мы продемонстрируем зрителю бурлескную, с тонким юмором сделанную комедию "Кишкентай" Данияра Саламата, посвященную аульной жизни казахов. Будут показаны фильмы "Каусар" режиссера-дебютаната Гульсины Миргалиевой и "Сердце матери" Ержана Рустембекова. "Каусар" снимался в Мангыстау, что для нас является уникальным, так как практически все казахское кино снимается в Алматы и иногда в Астане. "Сердце матери" же уникальна тем, что это первая картина на постсоветском пространстве, показывающая момент слома эпох. Фильм "Аккыз" Жанабека Жетиурова, "Мой грешный ангел" Талгата Теменова, "Факультет нужных вещей" Ерлана Сейтимова, Алексея Голубева и Фархата Шаримова, "Молоко, сметана, творог" Эли Гильман, "Меч победы" Аси Сулеевой, "Братья" Мухита Нарымбетова - все эти картины зрители смогут посмотреть и оценить в рамках VIII кинофестиваля "Евразия".
- Какие современные тренды казахского кинематографа Вы можете обозначить на сегодняшний день? Помнится, Вы говорили, что 90-е годы были годами арт-хауса? Какое же кино в Казахстане любят снимать сегодня?
- Сейчас в Казахстане примерно в одинаковом количестве снимают как арт-хаус, так и кино жанровое. Давайте пройдемся по вышеназванному списку. "Студент", "Шал", "Факультет нужных вещей", "Кишкентай" - фестивальное кино в стиле арт-хаус, "Жаужурек Мын бала", "Книга легенд: таинственный лес", "Виртуальная любовь", "Мой грешный ангел" - жанровые кинокартины, а значит, коммерческие. Так что тренд сейчас таков, что, с одной стороны, он нацелен на то, чтобы завоевать казахстанский рынок и свою аудиторию, а с другой стороны, наши достаточно амбициозные режиссеры сегодня снимают с намерением попасть на международные кинофестивали. Например, в том же Узбекистане 99% фильмов снимаются только для местного рынка. Казахстан же по своему потенциалу способен делать фильмы как для достижения коммерческих целей, так и для попадания на общемировой уровень.
- Какое принципиальное отличие МКФ "Евразия" от других международных кинофестивалей Вы можете обозначить?
- Безусловно, могу (смеется)! Кинофестиваль "Евразия" - единственный кинофестиваль в мире, который представляет большой и абсолютно уникальный в художественном смысле регион Центральной Азии. Если говорить не только о задачах, направленных на зрителей, то, например, Московский кинофестиваль в основном продвигает российское кино. Если двигаться от Москвы по карте дальше, мы натыкаемся на Токио, Шанхай, Пусан, Тегеран, потом идет Стамбульский кинофестиваль и начинается Европа, то есть вокруг нас все достаточно плотно, но никто из этих стран не занимается центрально-азиатским кино, то есть, грубо говоря, именно мы являемся "окном" в Центральную Азию. Все те, кто хочет познакомиться с узбекским, таджикским, туркменским, киргизским, казахским кино, приезжают на МКФ "Евразия". Поэтому мы выполняем двоякую функцию: являемся "окном" в Центральную Азию и Центральная Азия через нас имеет доступ во вне.
Хотя по Центральной Азии наш фестиваль не единственный. В Таджикистане проходит небольшой кинофестиваль "Дидор", в Узбекистане - "Золотой гепард", у Киргизии есть "Киностан", в Казахстане мы знаем такие киномероприятия, помимо нашего, как "Звезды Шакена", "Дидар". Но если коснуться масштабности, то "Евразия" - тот самый крупный фестиваль, который открывает целый регион. В этом и заключается наша особенность.
- А в чем принципиальное отличие VIII МКФ "Евразия" от предыдущих?
- Мне каждый год задают этот вопрос, каждый год я отвечаю, что фильмами. Меняются фильмы, меняются люди, жюри, конкурсанты. В плане фестиваля важна стабильность. Важно, чтобы каждый год в рамках фестиваля был киноконкурс, демонстрировалась центрально-азиатская панорама, проходили различные программы и встречи. МКФ "Евразия" с самого своего начала был организован по очень высоким стандартам, изначально был заявлен формат большого международного кинофестиваля. Именно поэтому мы говорим о важности стабильности.
- На кинофестивале пройдет внеконкурсная программа "Киномост Запад – Восток: кинематографии Греции и Турции". Скажите, чем обусловлен выбор именно этих двух стран?
- Это абсолютно концептуальный подход. Киномост устанавливает связь между кинокультурами двух стран, которые в реальности, как мы все знаем, на протяжении долгих лет имеют друг к другу геополитические претензии. Искусство объединяет людей. Мы не первый год организовываем такие киномосты, желая показать наиболее интересно развивающийся кинематограф на Западе и Востоке. В свое время мы демонстрировали кино Кореи, Германии, Тайваня, Ирана, Франции, Италии, Румынии. В этом году к моему выбору Греции все отнеслись крайне скептически, ведь там кризис, там не до кино. Мы все сегодня зомбированы политикой, новостями, мы перестали хотеть видеть больше. Не все знают, что греческий кинематограф за последние три года крайне ярко себя проявил. Я формулирую это так, что государство, колыбель всей западной цивилизации, начинает производить такой высокоинтеллектуальный и высокодуховный кинематограф, что может дать фору любому другому. И вот этот тезис мы доказываем через кино. Очень долгие годы считалось, что греческая кинематография заканчивается на одной звезде Тео Ангелопулосе. Но так не бывает. Когда есть лидер, обязательно найдутся люди, которые за ним потянутся.
Нашу программу "Киномост Запад-Восток" мы начнем с показа фильма "Клыки" Гиоргоса Лантимоса, в свое время получившего приз "Особый взгляд" в Каннах и номинировавшегося от Греции на "Оскар". После просмотра данной картины я подумала, что если есть она, значит, есть и другие. В греческой киноотрасли что-то бурлит и нам важно знать, что именно. К этой минуте мы уже успели получить подтверждение на три кинофильма, ждем четвертое. Через "Клыки", "Пеликан" Оливье Орле с Эмиром Кустурицей в главной роли мы знакомимся сами и знакомим казахстанского кинозрителя с греческим кинематографом. Такая же ситуация и с Турцией.
- Гульнара Ойратовна, есть ли что-то, что и сейчас вызывает беспокойство в плане проведения МКФ "Евразии"?
- Каждый год у меня болит сердце по поводу того, состоится ли кинофестиваль или нет. У нас уже был тяжелый опыт. С 1998 год по 2005 фестиваль не проводили, семь лет была пауза, потом его восстановили, в 2009 году – снова пауза, так как тогда был год кризиса. Стабильность – гарант успеха. Когда проходят 15-ый Пусанский, 36-ой Московский, 63-ий Венецианский кинофестивали, ты понимаешь, что именно стабильность сделала их такими масштабными и всемирно известными. И каждый раз я говорю, что да поможет нам Бог дожить до 10-го. Люди могут работать разные, главное, чтобы фестиваль из года в год шел под эгидой "Евразия" и не менялся. Кинофестивали, как и олимпиады, выявляют сильнейших в честной борьбе. Мы же – те, кто делают эти мероприятия, стремимся к тому, чтобы на суд жюри и зрителей было представлено лучшее кино.
- Вы неоднократно читали курс лекций в американских университетах. Расскажите, пожалуйста, насколько западная молодежь интересуется нашим кинематографом?
- Это потрясающе, что я была в нескольких американских университетах и имела возможность познакомиться со студентами, изучающими мировой кинематограф. Мой последний опыт – Тафтский университет, где наша коллега Вида Джонсон вела специальный курс, посвященный кино Центральной Азии. Она пригласила меня поделиться с ее студентами интересной информацией. Я была поражена. К моему появлению студенты уже успели посмотреть около 10 казахских кинофильмов, к каждому из которых ими были написаны рецензии, прочитали рассказы Чингиза Айтматова, "Путь Абая" Ауэзова, познакомиться с рядом художников. Во время нашей встречи молодые люди задавали мне абсолютно конкретные вопросы, показывающие насколько детализированную работу каждый из них провел за изучением азиатского кинематографа. Огромное спасибо нашим коллегам из США, например, Виде Джонсон, Владимиру Падунову из Питтсбургского университета, которые своим аспирантам читают спецкурсы по центрально-азиатскому кино.
- Вы когда-нибудь думали о том, чтобы снять свое кино?
- Многие думают, что в киноведение люди приходят, чтобы потом уйти в режиссуру. Но я люблю свою профессию. Я считаю, что Бог наградил меня свойством видеть и чувствовать прекрасное. У меня отсутствует свойственное хорошим режиссерам мышление образами, но я могу прочувствовать увиденное так, чтобы потом доступно изложить это на бумаге.
- Спасибо за интервью!